Новости
Мастер года
В Югре подведены итоги регионального этапа II Всероссийского конкурса «Мастер года» среди мастеров производственного обучения, в котором Ханты-Мансийский автономный округ впервые принял участие.
Торжественная церемония награждения победителя и призёров прошла в Сургутском политехническом колледже, который выступил организатором конкурса при содействии Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа. На право представлять наш округ на федеральном финале претендовали 17 сотрудников образовательных организаций Югры, успешно прошедших отборочный этап конкурса: мастера производственного обучения и преподаватели. От лица окружного департамента конкурсантов приветствовал и поздравил заместитель директора А.Б.Гомзяк:
- Сегодня будет объявлен победитель, но это не значит, что другие проиграли. Все вы уже являетесь победителями. Вы победили в отборочных соревнованиях в своих образовательных организациях. Вы успешно прошли оба этапа конкурсных испытаний. И нашей региональной комиссии было достаточно сложно оценивать и выбирать лучших из лучших… Я хотел бы поблагодарить вас за то, что не смотря ни на какие трудности вы продолжаете работать, воспитывать новое подрастающее поколение, вкладывая в свой труд душу и сердце. Я желаю вам дальнейших успехов, не останавливаться на достигнутом…
В рамках регионального этапа конкурсанты выполнили два конкурсных задания. Сначала представили свои достижения и наработанный опыт в видеопрезентации «Я – мастер»: судьи оценивали общую и профессиональную эрудицию, знание передовых технологий практической подготовки и актуальность представляемого опыта, умение взаимодействовать с аудиторией и анализировать собственную деятельность, а также культуру публичного выступления. Максимальное количество баллов (44,7) получила преподаватель Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа Н.А.Ширеева. В первую пятёрку вошли также О.В.Балахонцева (Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж), Н.А.Намина (Мегионский политехнический колледж), В.Ю.Ротарь-Штых (Междуреченский агропромышленный колледж) и Е.С.Бурмистрова (Сургутский политехнический колледж). Вторым заданием было проведение «Открытого мастер-класса» – учебного занятия с группой студентов, подобранной организаторами. От конкурсантов требовалось продемонстрировать владение методиками практической подготовки и использование передовых технологий, включая информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие, а также эффективность взаимодействия с обучающимися и организации их работы. По результатам открытых мастер-классов снова лидирует Н.А.Ширеева из НСГК, набравшая 51,33 балла. В пятёрке лучших также С.Г.Гордиенко (Игримский политехнический колледж), О.В.Балахонцева (ХМТПК), С.И.Пономарёв (Няганский технологический колледж) и Р.В.Балахнина (Когалымский политехнический колледж). В итоге «Мастером года» Югры стала Наталья Александровна Ширеева (НСГК), на втором месте Ольга Викторовна Балахонцева (ХМТПК), замкнула тройку призёров Светлана Геньевна Гордиенко (ИПК). Все трое получили не только дипломы, но и ценные призы от Ханты-Мансийской окружной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.
Учитель начальных классов Наталья Александровна Ширеева в профессии больше четверти века. Последние три года преподаёт в Нижневартовском социально-гуманитарном колледже и является наставником молодых профессионалов – призёров и победителей чемпионатов по стандартам WorldSkills Russia в компетенции «Преподавание в начальных классах». В ходе конкурса она провела занятие по основам деятельности классного руководителя:
- Стараюсь идти в ногу со временем, – раскрыла победительница секрет своего успеха. – У нас создана хорошая, современная мастерская, позволяющая применить интерактивные технологии, использовать различные мобильные гаджеты, наиболее актуальное сегодня обеспечение. При этом ключевыми в образовательном процессе, особенно в подготовке будущих педагогов, остаются традиционные ориентиры: формирование нравственных, духовных, патриотических ценностей.
- На своём занятии я делала то, что люблю и хорошо умею, – призналась обладательница серебряной награды конкурса Ольга Викторовна Балахонцева, преподаватель Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа. На суд жюри она представила учебное занятие по дисциплине «Геодезия». – Судьи спросили, почему я вывела студентов из зоны комфорта, применив генератор случайных групп. Дело в том, что я стараюсь ориентироваться на запросы работодателя, на условия реальной строительной площадки… Отрадно, что у нас снова появился наш профессиональный конкурс, несколько лет он не проводился в округе. Во время пандемии мы вообще, что называется, варились в собственном соку, не было возможности обменяться опытом, пообщаться, но это заставило нас ещё больше развиваться, и теперь мы даже более готовы к участию в конкурсах, к переменам, к вызовам…
Как соответствовать этим вызовам времени? Как сегодня эффективно выстраивать образовательный процесс и применять оптимальный педагогический инструментарий? Как оценивать свою работу и находить источники саморазвития и профессионального роста? Ответы на эти вопросы, уже после церемонии награждения, участники конкурса искали вместе с кандидатом психологических наук, заслуженным работником образования ХМАО - Югры Людмилой Николаевной Носовой, возглавляющей кафедру психологии Сургутского государственного педагогического университета. Как представитель постоянного состава Региональной комиссии конкурса «Мастер года» и как педагог, имеющий достаточно богатый соревновательный опыт во Всероссийском конкурсе «Учитель года», она провела для коллег мастер-класс на тему «Оценка образовательных результатов как условие профессионального роста педагога».
- Новые образовательные стандарты ставят перед педагогом сегодня новые задачи. Формировать не только профессиональные, но и универсальные компетенции, – поясняет Людмила Николаевна. – Ребёнка нужно научить жить в современном обществе, в сегодняшнем сложном мире. Сопоставлять факты, отсеивать информацию, принимать обоснованные решения, адекватно оценивать результаты своей деятельности, выявлять проблемы в практической деятельности, ставить цели и планировать своё развитие. Для начала сам педагог должен освоить культуросообразные способы осуществления этих умений. Профессиональное развитие педагога – задача не новая, но изменились профессиональные задачи, более сложные и слабоструктурированные. В человеческой культуре появились новые, прогрессивные способы их решения и педагогу необходимо их освоить. Первый шаг на пути саморазвития – это выявление собственных ограничений, которые и становятся точками профессионального роста. И вот как раз конкурс предоставляет такую возможность.