Мероприятия
«Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке».
Уже который год подряд, не изменяя традиции, библиотека отделения общеобразовательных дисциплин в октябре-ноябре проводит библиотечные уроки -практикумы по теме «Словари».
Приурочены эти уроки ко Дню словаря, который отмечается 22 ноября. Праздник учрежден в 2010 году по инициативе Общества любителей русской словесности и музея Владимира Ивановича Даля. Главная задача праздника – повысить общую культуру пользования справочной литературой.
Этот день выбран не случайно. Именно 22 ноября родился великий российский лексикограф Владимир Иванович Даль (1801–1872), автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
В последнее время среди людей, а особенно среди молодежи, теряется интерес к чтению, ослабевает познавательный потенциал, неумение самостоятельно добывать информацию, да что греха таить – мы просто перестаём правильно и красиво говорить.
На сегодняшний день мы привыкли использовать Интернет, как источник получения информации, что несомненно упрощает процесс и экономит время, но не надо забывать про старые, добрые печатные версии, которые могут понадобиться в жизни, и надо уметь ими пользоваться.
Помочь в этом в немалой степени могут библиотеки в сотрудничестве с преподавателями русского языка.
В этом учебном году библиотечный урок-практикум «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке» прошел в гр. 233 (профессия 46.01.01. Секретарь), преподаватель русского языка и литературы Тостановская Елена Александровна.
Цель урока-практикума: знакомство студентов с разнообразием словарей, выполнение заданий по поиску информации в словарях, энциклопедиях, справочниках.
Задачи:
- расширить знания о разных видах справочной литературы;
- развить умение работать со словарями;
- привить познавательный интерес к книге, чтению.
Библиотечный урок-практикум поделён на две части: теоретическую и практическую.
В теоретическую часть входит презентация об истории создания словарей и знакомство с различными видами словарей, представленных на книжной выставке.
Практическая часть – выполнение заданий с непосредственным поиском информации в словарях: толковых, фразеологических, орфографических, орфоэпических, синонимов и антонимов, экономических и других. Задания самые разнообразные: расположить слова в порядке алфавита; поставить ударение; найти значение тематических терминов, устаревших слов, жаргонизмов и канцеляризмов; исправить ошибки в тексте; определить значения и особенности употребления фразеологизмов и другое. При проведении использовался раздаточный материал.
Знакомство со словарями состоялось. И очень хочется надеяться, что знакомство это продолжится и перерастёт в крепкую дружбу.
Словари – наши помощники и они ждут Вас на полках наших библиотек!
Немного истории. Самый первый урок-практикум библиотека провела 19 января 2018 года в группе 731 (38.01.02. Продавец, контролёр-кассир). См. фото.
Группа 731. 19.01.2018 г.
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛОВАРЯМИ РУССКОГО ЯЗЫКА, ОНИ ПОМОГУТ СДЕЛАТЬ ВАШУ РЕЧЬ БОГАТОЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ, НАСЫЩЕННОЙ.
Усердней с каждым днем гляжу в словарь,
В его столбцах мелькают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь.
На всех словах события печать,
Они дались недаром человеку.
Читают: “Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог не дал веку,
Век заедать, век заживать чужой…”
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
(С. Маршак)
Миллер-Заславская Вера Владимировна,
заведующий библиотекой
Сургутского политехнического колледжа